Терминология

Полный разбор терминов, связанных с моторными маслами

Моторные масла — это сложные химические составы, которые играют ключевую роль в работе двигателя внутреннего сгорания. Они обеспечивают смазку, охлаждение, очистку и защиту деталей двигателя. Чтобы лучше понимать, как выбрать подходящее масло и как оно работает, важно разобраться в основных терминах, которые используются в описании моторных масел.


1. Основные характеристики моторных масел

Вязкость (Viscosity)

Вязкость — это способность масла сопротивляться течению. Она определяет, насколько легко масло будет двигаться по деталям двигателя при разных температурах. Вязкость измеряется по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers).

  • SAE 5W-30, 10W-40 и т.д.: Первое число (перед буквой W) указывает на вязкость масла при низких температурах (Winter — зима). Чем меньше число, тем лучше масло работает на холоде. Второе число — вязкость при высоких температурах. Чем оно выше, тем гуще масло при нагреве.

Индекс вязкости (Viscosity Index)

Это показатель того, как сильно меняется вязкость масла при изменении температуры. Чем выше индекс, тем стабильнее масло при перепадах температур.

Температура застывания (Pour Point)

Минимальная температура, при которой масло сохраняет текучесть. Важно для эксплуатации в холодном климате.

Температура вспышки (Flash Point)

Температура, при которой пары масла воспламеняются при контакте с открытым огнем. Чем выше этот показатель, тем безопаснее масло при высоких температурах.


2. Типы моторных масел

Минеральные масла

Производятся из нефти путем очистки. Имеют низкую стоимость, но уступают синтетическим и полусинтетическим маслам по стабильности и долговечности.

Синтетические масла

Создаются путем химического синтеза. Обладают высокой стабильностью, отличными характеристиками при низких и высоких температурах, а также увеличенным сроком службы.

Полусинтетические масла

Смесь минеральных и синтетических масел. Предлагают баланс между стоимостью и производительностью.


3. Классификации моторных масел

API (American Petroleum Institute)

Классификация, разработанная Американским институтом нефти. Обозначается двумя буквами:

  • Первая буква: S (Service) — для бензиновых двигателей, C (Commercial) — для дизельных.
  • Вторая буква: указывает на уровень качества (например, SN, SP — для бензиновых двигателей; CK-4, FA-4 — для дизельных).

Пример: API SN — масло для бензиновых двигателей с высоким уровнем качества.

ACEA (European Automobile Manufacturers Association)

Европейская классификация, которая учитывает более строгие требования к экологии и производительности. Примеры:

  • A/B — для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
  • C — масла с низким содержанием серы и фосфора (подходят для современных систем катализаторов).
  • E — для тяжелых дизельных двигателей.

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee)

Классификация, разработанная совместно американскими и японскими производителями. Пример: ILSAC GF-6 — масло для современных бензиновых двигателей с улучшенной топливной экономичностью.


4. Дополнительные свойства моторных масел

Щелочное число (TBN — Total Base Number)

Показывает способность масла нейтрализовать кислоты, образующиеся при сгорании топлива. Чем выше TBN, тем дольше масло сохраняет свои свойства.

Зольность (Sulphated Ash)

Показывает количество несгораемых примесей в масле. Низкая зольность важна для современных двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и катализаторами.

Содержание серы и фосфора

Сера и фосфор могут негативно влиять на катализаторы и сажевые фильтры. Современные масла имеют пониженное содержание этих элементов.

Пакет присадок

Присадки — это химические добавки, которые улучшают свойства масла. Основные типы присадок:

  • Антиокислительные — замедляют окисление масла.
  • Моющие — предотвращают образование отложений.
  • Диспергирующие — удерживают загрязнения в масле, не давая им оседать.
  • Антиизносные — защищают детали двигателя от износа.
  • Противозадирные — предотвращают задиры на поверхностях трения.

5. Специальные термины

Full Synthetic

Полностью синтетическое масло, обладающее наивысшими характеристиками.

LongLife

Масла с увеличенным интервалом замены. Часто используются в автомобилях с системами сервисного обслуживания.

Low SAPS

Масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur). Подходят для двигателей с сажевыми фильтрами и катализаторами.

HC-синтетика

Масла, произведенные методом гидрокрекинга. По свойствам близки к синтетическим, но стоят дешевле.

Energy Conserving

Масла, которые способствуют снижению расхода топлива за счет уменьшения трения.


6. Рекомендации по выбору масла

  • Руководство по эксплуатации автомобиля: Всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля.
  • Климатические условия: Для холодного климата выбирайте масла с низкой вязкостью (например, 0W-20, 5W-30).
  • Тип двигателя: Для современных двигателей с турбонаддувом или системами очистки выхлопа используйте масла с низкой зольностью (Low SAPS).
  • Интервал замены: Если вы хотите увеличить интервал замены, выбирайте масла с маркировкой LongLife.

Заключение

Понимание терминов, связанных с моторными маслами, помогает сделать осознанный выбор и продлить срок службы двигателя. При выборе масла важно учитывать не только его характеристики, но и рекомендации производителя автомобиля, а также условия эксплуатации. Правильно подобранное масло обеспечит надежную работу двигателя и снизит риск преждевременного износа.

1 Kомментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*